Из чего делают шифер и вреден ли он?

Из чего делают шифер и вреден ли он?

Из чего делают шифер и вреден ли он?
СОДЕРЖАНИЕ
0

Предыстория

Натуральный плоский шифер из сланца стал использоваться очень давно, во всяком случае, привело расследование во времена Средневековья. Им крыли дома, защищаясь от снега, дождя и ветра. Знатные владельцы зданий считали шифер износостойким и удобным. В XX веке взамен естественному сланцу пришел более доступный вид – шифер из асбестоцемента, который за короткие сроки времени покорил сначала рынок Европы, а после и отечественный.

Придумал из чего делать шифер и запатентовал эту технологию производства (из асбестоцемента) инженер из Австрии – Л. Гатчек. С его помощью в 1902 году образовалась единственная в своем роде компания, которая производила шифер. С невероятной скоростью промышленность “перетекала” к французам, итальянцам и чехам. В 1908 году изготовление строительного материала захватило и отечественный рынок.

Возникшая конкуренция посодействовала поэтапному спаду цен на листы из асбестоцемента и увеличению востребованности среди строителей на долгий период времени. К слову, сначала асбестоцементные листы носили имя «этернит», означает “вечный”. При помощи этого кровельного материала решили трудности с покрытием крыш. В процессе разрушения зданий шифер демонтировали и перемещали на другие дома.

Как производится и где применяется шифер

Шифер имеет многолетнюю историю использования в строительной сфере, при чем популярность его не уменьшается и по сей день Использование шифера в кровельных работах началось еще в средние века. В настоящее время шифер выпускают в волновой и плоской форме. Для придания плоским изделиям большей жесткости их структуру усиливают хризолитовыми волокнами, играющими роль армирующего элемента.

Состав отечественного шифера

На постсоветском пространстве строительный материал стали делать в 1908 году. Официально было запущено производство в п. Фокино, которое располагается вблизи Брянска. Изготовление покрытия стремительно набрало популярность, поскольку в России находятся крупнейшие на планете запасы материалов, из чего делали шифер в СССР. Таким образом, еще перед ВОВ появилось 6 заводов в Ростове-на-Дону, Воскресенске, Краматорске, Сухом Луге, Новороссийске, а также Вольске.

В период боевых действий некоторые предприятия транспортировали на восток. Большинство заводов было разрушено во время войны, после окончания их не реконструировали.

В 60-е годы шифер стал главным строительным материалом – практически на каждом здании того времени виднеется шифер. Помимо покрытия крыш, листы применяли в облицовочных целях, а также для возведения ограждений. В то время было открыто большое количество новых предприятий. Но объемы изготовления листов из хризотилцемента внезапно снизились в ходе перестройки. Вслед за расколом советского союза из 58 заводов остались работать только 28, а часть из них невольно сократила ассортимент.

Полное технологическое название кровельного материала в соотношении к ГОСТу – листы из асбестоцемента волновые либо плоские. Из этого можно сделать вывод о его составе. Из чего делают шифер? Для изготовления применяется 3 составляющих: волокна асбеста, цемент и вода. Волокна асбеста, включенные в состав кровельного материала – составляющая, которая делает листы, по мнению некоторых людей, вредными и даже опасными для человеческого здоровья.

Сильные и слабые стороны

Шифер обладает следующими преимуществами:

  • Продолжительная эксплуатация (50 лет).
  • Удобство укладки на кровельную поверхность. Особенно этим славиться волновой шифер, обладающий наибольшей скоростью монтажа среди всех остальных кровельных материалов.
  • Надежная защита от влаги. Дому с шиферной крышей на страшны значительные атмосферные осадки.
  • Состав шифера не боится температурных колебаний.
  • Шиферная кровля не боится механических воздействий, включая снеговую нагрузку в зимнее время.
  • Небольшая масса при значительных размерах.
  • Отличная пожарная безопасность. Материал не разрушается даже при прямом воздействии пламени.
  • Хорошо противостоит солнечной радиации и поглощает шум.
  • Шиферную крышу можно при желании покрасить в любой другой цвет. Для этого в продаже имеются специальные составы.
  • Для подгонки листов по размеру можно использовать обычную пилу. Специальные приспособления при этом не обязательны.
  • На кровлях данного типа можно не использовать пароизоляцию, ведь конденсат на поверхности материала не скапливается.

Среди недостатков шиферного покрытия можно выделить следующее:

  • Хрупкость. Это накладывает определенные сложности на перевозку и укладку листов. Перенос с места на место лучше осуществлять в вертикальном положении, что гарантировано сохранит от растрескивания. Именно по этой причине передвижение по шиферной кровле должно осуществляться максимально осторожно.
  • Износ. По ходу эксплуатации может наблюдаться снижение гидрофобности и обламывание поперечных кромок. Теневые участки такой кровли обычно со временем покрываются лишайником. Общее цветовое оформление постепенно блекнет.

Разновидности асбестоцементного шифера

Волны на листе и общее название характерно для трех основных видов шифера – металлического, европейского и асбестоцементного. Металлический шифер изготовляют из оцинкованных стальных листов, покрытых полимерной защитой. Еврошифер состоит из целлюлозы, стекловолокна, джута и базальтового волокна. Однако ни металлическая, ни европейская разновидность не смогли обойти по популярности традиционный материал из асбестоцемента.

шиферная кровля технология

Прочность асбестовых волокон на порядок превосходит стальную проволоку. Соединенные при помощи цемента, они принимают вид камня. Благодаря тому, что асбестовые волокна равномерно распределяются в цементе, это делает их похожими на армирующую сетку. Таким образом листы получаются более вязкими и ударопрочными.

Волнистый кровельный шифер представлен в нескольких модификациях:

  1. ВО. Прямоугольные листы, имеющие обычный профиль. Наряду со стандартными листами, выпускают другие формы кровельных деталей.
  2. УВ. Унифицированный материал, обладающий удобным для укладки размером. В этом случае удается максимально снизить количество стыков.
  3. ВУ. Для сообщения дополнительной прочности волнистым листам усиливают профиль. Очень популярный вариант покрытия зданий производственного назначения.

Шифером изначально назывался кровельный материал, изготовленный из цементного раствора и асбестовых волокон, которые выступают в роли армирующего компонента, придающего листам стойкость и прочность.

Шифером издавна называют кровельный материал характерного волнистого профиля

Шифером издавна называют кровельный материал характерного волнистого профиля

Так как волновой вариант листов имеет более высокую механическую прочность, жесткость, и в большей степени противостоит внешним воздействиям, эта форма была взята за основу для изготовления кровельных листов из других материалов, таких, как керамопласт, целлюлозные волокна с битумной пропиткой, различные типы полимеров и листовой металл. Поэтому эти материалы тоже стали называть шифером, при этом с упоминанием материала их изготовления.

В большинстве случае под понятием «шифер» имеют в виду именно асбестоцементный его вариант

В большинстве случае под понятием «шифер» имеют в виду именно асбестоцементный его вариант

Действующим ГОСТом определены несколько стандартных параметров традиционного асбестоцементного волнового шифера, различающихся как количеством волн, так и длиной листов. Но на практике чаще всего применяется материал длиной 1750 мм, как наиболее удобный в работе. В свою очередь, он тоже делится на несколько типов.

  • Шестиволновой лист имеет размеры 1750×1125 мм и толщину в 6 или 7,5 мм. Его вес соответственно составляет 26 или 35 кг. Шаг волны — 200 мм, а ее высота – 54 мм. Такие листы считаются самым прочным из всех асбестоцементных волновых вариантов шифера, поэтому они чаще всего используются для покрытия производственных строений.
  • Семиволновые листы имеют габариты 1750×980 мм, толщину 5,8 мм и вес 23,2 кг. Шаг и высота волны уже меньше – 150 и 40 мм
  • Восьмиволновой вариант — это лист размером 1750×1130 мм, толщиной 5,2÷5,8 мм, имеющий вес 23÷26 кг. Шаг и высота волны – такие же, как у семиволнового. Именно этот тип шифера и применяется чаще всего в жилищном строительстве.
Параметры листов шести-, семи- и восьмиволнового асбестоцементного шифера

Параметры листов шести-, семи- и восьмиволнового асбестоцементного шифера

Нечасто, но все же используются еще и листы более «скромного» формата – длиной 1200, шириной 680 мм, с такой же, как у восьмиволнового шифера, волной 40 мм, и массой всего 9 кг.

В технической документации могут встретиться буквенные обозначения параметров волнового шифера. Чтобы разобраться с этим, стоит обратить внимание на представленную ниже схему, где: B – ширина; L – длина листа; S – расстояние между гребнями волн; t — толщина шифера; h – высота рядовой волны; h1 и h2– высота волн перекрывающих.

Принятые буквенные обозначения параметров листа волнового шифера

Принятые буквенные обозначения параметров листа волнового шифера

ГОСТом также установлена стандартная маркировка для волнового шифера в виде дробного значения: числитель — это высота, а знаменатель — это шаг волны, например, 54/200 или 40/150.

Предлагаем ознакомиться:  Чем обработать вагонку в парилке: чем покрыть в бане в парной, пропитки для сауны внутри, чем покрасить стены из древесины, масло, фото и видео

Прежде чем приобретать этот материал и переходить к его монтажу, следует иметь представление о его положительных качествах и имеющихся недостатках.

  • К достоинствам асбестоцементного шифера можно отнести:

— относительно доступную стоимость материала;

— достаточно высокую прочность, благодаря армированию и характерной форме листов;

— простоту обработки и проведения кровельных работ;

— хорошее шумопоглощение;

— низкую теплопроводность – крыша не будет так раскаляться на солнце, как покрытая, к примеру, металлическим профнастилом или металлочерепицей;

— негорючесть материала.

  • Недостатками такого шифера можно назвать следующие его свойства:

— хрупкость при точечной и ударной нагрузке;

— гигроскопичность материала – он может насыщаться влагой;

— возможность излома при резких перепадах температур;

— достаточно большой вес, по сравнению с другими видами кровельных покрытий, что усложняет транспортировку и поднятие листов на высоту;

— постепенное снижение прочности под влиянием ультрафиолетовых лучей и ветра (выветривание);

Монтаж листов шифера

— асбестоцементный поверхность при повышенной влажности воздуха становится благоприятной средой для появления колоний мха и лишайника;

— асбестоцементный шифер не является экологически чистым материалом, в основном из-за содержания в его составе асбестовых волокон, поэтому в европейских странах и было принято решение о запрете изделий с содержанием асбеста.

Регулярное окрашивание шифера сведет практически к нулю образование вредной асбестовой пыли

Регулярное окрашивание шифера сведет практически к нулю образование вредной асбестовой пыли

Справедливости ради необходимо отметить, что канцерогенные свойства этого кровельного покрытия уж слишком преувеличены. А для того чтобы снизить количество асбестовой пыли, которая появляется при выветривании, а также защитить крышу от появления и развития мхов, грибков и лишайников, ее следует раз в 4-5 лет окрашивать или покрывать олифой.

В последние годы на рынке появляются все новые виды шифера, изготовленного из различных материалов, и они вполне достойны внимания.

Технология покрытия кровли шифером

чем меньше будет его угол, тем больше должен быть нахлест. Рядом лежащие листы шифера настилаются также внахлест, чаще всего на одну волну, но некоторые мастера предпочитают нахлест в две волны. Обязательным будет нахлест на две волны при крутизне ската менее 10°, чтобы не допустить капиллярного проникновения дождевой воды через остающуюся щель между поверхностями двух листов.

Разные схемы укладки шифера с совмещением вертикальных рядов (без смещения листов)

Разные схемы укладки шифера с совмещением вертикальных рядов (без смещения листов)

  • Без смещения листов. В этом варианте листы шифера укладываются ровными вертикальными рядами, без их сдвига, то есть нижние и верхние полотна укладываются ровно одно над другим, и имеют ровную линию между вертикальными рядами. Таким образом, на стыке любых четырех листов в одном месте, то есть двух нижних и двух верхних полотен, получается четверной нахлест, который образует щель под волной в 8÷10 мм. Это, безусловно, будет способствовать затеканию воды в подкровельное пространство и особенно часто это происходит при медленном таянии снега. Чтобы избежать этого неприятного момента, крайние углы в месте нахлеста срезают под углом примерно в 60÷70 градусов. Это особенно важно учесть, если устраивается пологая крыша, имеющая уклон в 12÷15 градусов.
Схема укладки шифера со смещение листов на половину их ширины

Схема укладки шифера со смещение листов на половину их ширины

  • Монтаж кровельного покрытия со смещением в половину листа. В этом случае, второй ряд смещается относительно полотен первого на половину листа, поэтому кладка второго ряда начинается с закрепления половины листа. Соответственно, получается, что каждый нечетный ряд будет начинаться с цельного, а нечетные — с половины полотна шифера. Эта технология чаще применяется для скатных крыш длинных по горизонтали, но имеющих не слишком длинные скаты, не более трех рядов шифера в высоту. В подобном варианте можно обойтись без подрезки листов по углам, так как место стыковки верхних листов будет приходиться на центр полотна в нижнем ряду, то есть в одном месте образуется нахлест трех, а не четырех полотен.
Для наглядного сравнения – схемы укладки без смещения и с подрезкой углов, и со смещением на несколько волн, но уже без подрезки

Для наглядного сравнения – схемы укладки без смещения и с подрезкой углов, и со смещением на несколько волн, но уже без подрезки

Сюда же можно отнести вариант, когда смещение рядов производится не на половину листа, а на две или три волны. Такая методика используется именно ради того, чтобы не образовалась стыковка четырех листов в одном месте. В этом случае с первого листа второго ряда срезаются первых две — три волны.

Укладка шифера – не столь сложна, но требует соблюдения некоторых технологических тонкостей

Укладка шифера – не столь сложна, но требует соблюдения некоторых технологических тонкостей

При проведении монтажа шиферной кровли, с общей целью увеличения надежности покрытия, необходимо предусмотреть определенные нюансы.

Первым шагом перед закреплением шифера под него необходимо устроить надежную основу – обрешетку, которая закрепляется на стропильных ногах скатов крыши. Обрешетку делают сплошной или разреженной.

Сплошная (слева) и разреженная обрешетки

Сплошная (слева) и разреженная обрешетки

Сплошная обрешетка сложнее в монтаже, и для нее потребуется больше различных материалов. Она может выполняться из фанеры (ОСП) толщиной в 12÷15 мм, уложенной на горизонтальный брус, закрепленный на стропилах. Другой вариант — из досок толщиной 25 мм, зафиксированных на тех же стропилах на расстоянии друг от друга не более 3 ÷ 5 мм.

Нужно отметить, что фанера может быть уложена и сразу на стропильные ноги, но в этом случае последние должны быть установлены с шагом не более чем в 600 мм.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно сделать дымоход для бани

Сплошная обрешетка чаще всего делается под менее прочный пластиковый или битумный шифер, а разреженная – для асбестоцементного покрытия с толщиной, выдержанной по ГОСТу.

С учетом того, что шифер сам имеет достаточно большой вес, а в зимний период, он утяжеляется слоем снега и дает большую нагрузку на стропильную систему, обрешетка под него должна быть надежной, поэтому для нее используется брус сечением 60×60 мм или доска толщиной в 25 мм (для шифера усиленного профиля рекомендуется брать брус 75×75 мм или доску толщиной 40 мм). Расстояние между элементами обрешетки делают таким, чтобы лист кровельного материала лежал как минимум на трех из них.

Зависимость угла крутизны кровли и конструкции обрешётки, а также величины нахлеста соседних листов при настиле «еврошифера»

Зависимость угла крутизны кровли и конструкции обрешётки, а также величины нахлеста соседних листов при настиле «еврошифера»

Кроме этого, нужно учесть то, что чем меньше угол ската крыши, тем чаще и прочнее должна быть обрешетка. Рекомендованный уклон скатов под настил шифера считается не менее 1:3 (33 % или порядка 18-19 градусов). Если же угол будет составлять 5÷10 градусов, то обрешетку делают из досок с расстоянием между ними не более 100 мм, то есть она получается почти что сплошной. Под пологую крышу, планируемую к покрытию шифером, необходимо обустройство гидроизоляции. Ее настилают из рубероида или специальных мембран.

Чтобы материал крыши прослужил как можно дольше, нужно обязательно, еще перед закреплением деревянных элементов обрешетки, обработать их специальными составами с антисептиками и антипиренами, которые наносятся в два, а то и три слоя. Подобная обработка защитит древесину от гниения, от повреждения насекомыми, а также сделает ее более устойчивой к возгоранию.

Обрешетка закрепляется на стропилах строго перпендикулярно им, с помощью саморезов или гвоздей. Шаг обрешетки для стандартного листа шифера длиной в 1750 мм, максимально может составить 700÷750 мм, с опорой листа на три поперечины, или 500 – 550 мм – с опорой на четыре бруса.

Рекомендуемые параметры обрешетки под волновой асбестоцементный шифер

Рекомендуемые параметры обрешетки под волновой асбестоцементный шифер

Обратите внимание – опытные мастера рекомендуют промежуточные брусья обрешётки, на который лист шифера будет опираться в центральной своей части, а не на краях, брать толще примерно на 3 мм. Это делается во избежание провисания листа над направляющей за счет толщины нахлеста на нижний лист – шифер будет плотно прилегать по всем трем линиям опоры.

Карнизный брус должен быть шире остальных элементов обрешетки, примерно в два раза, или же рядом закрепляются два бруса, так как на них будут фиксироваться профильные детали (карнизная планка) и кронштейны водосточной системы. На коньке стропильной системы также прибивается вместо одного – два бруса, так как они необходимы для фиксации коньковых элементов.

Толщина бруса обрешетки, фиксируемого по линии карниза, обычно берется чуть больше (обычно – на толщину шифера, например, 60 6= 66 мм), а устанавливаемого у конька – лучше подобрать по месту, чтобы не получилось «переломов» плоскости ската – это будет зависеть от длины последнего ряда шиферных листов.

Обустройство обрешетки в месте расположения дымоходной трубы.

Обустройство обрешетки в месте расположения дымоходной трубы.

Вокруг дымоходных и вентиляционных труб обустраивается дополнительный каркас для фиксации защитного фартука. Брусья обрешетки закрепляются на расстоянии от 130÷200 мм, от стенок трубы — для обеспечения полной безопасности от перегрева и возгорания.

Перед тем как отправляться в магазин за шифером, следует произвести точный расчет, так как количество материала по общей площади всегда будет превышать площадь скатов крыши. При расчете учитываются нахлест листов, как по вертикали, так и по горизонтали, а также выступы кровли  на боковых и фронтальных карнизных свесах.

Расчеты количества материала производятся следующим образом:

  • Определение необходимого количества шифера для каждого горизонтального ряда производится по такой формуле:

П = (L 2×C) / (B2– В1),

П — искомое количество листов в ряду;

L – длина ската по карнизу, мм;

С – ширина планируемого свеса на фронтонах, мм;

В1 – ширина нахлеста рядом лежащих листов, мм;

кровля-крыши-шифером-для-частного

B2 – ширина стандартного листа, мм.

П= (8000 мм 200 мм × 2) / (1130 мм – 150 мм) = 8400 / 980= 8,6 листа.

При округлении получается, что для каждого из рядов потребуется 9 листов.

Если дробная часть результата — менее 0,45, например, 0,3 ÷ 0,4, то оставшийся обрезок может быть использован на следующий ряд.

  • Количество листов в вертикальном ряду, то есть от карниза до конька, учитывая свес, определяется по другой формуле, которая выглядит следующим образом:

n = (Lo C1) / (L2 – L1),

n — искомое количество листов в вертикальном ряду;

Lo – размер ската от карниза до конька;

C1 – планируемая длина карнизного свеса;

L2 – стандартная длина листа;

L1 — размер нахлеста между рядами.

Как пример можно взять также значения для 8-ми волнового шифера, где длина листа 1750 мм, нахлест рядов 200 мм, планируемый размер свеса 250 мм, а длина ската кровли от конька для карниза 5000 мм.

n = (5000 мм 250 мм) / (1750 мм – 200 мм) = 5250 / 1550 = 3,4 листа,

Таким образом, для того чтобы закрыть скат в высоту, потребуется 4 целых листа, которые необходимо будет отрезать до нужного размера. Оставшиеся от целого листа еще 0.6 длины вполне подойдут для следующего ряда, так как превышают половину длины листа.

  • Зная количество листов, необходимых для закрытия ряда по горизонтали и по вертикали (с учетом возможного использования обрезков), несложно обычным умножением определить общее количество листов на скат кровли. Понятно, что если планируется покрыть двухскатную крышу, имеющую одинаковый размер скатов, то полученное количество умножается на два.

Кроме этого, всегда рекомендуется предусмотреть резерв материала в количестве 10÷15% от общего количества, на случай боя или неудачно произведенного среза.

Как уже упоминалось выше, величина нахлестов соседних листов лежит в прямой зависимости от угла крутизны кровли.

Угол ската кровли Нахлест листов в горизонтальном ряду Нахлест листов в вертикальном ряду
10° и менее две волны 300 мм
11 – 15° одна волна 200 мм
16° и более одна волна 150 ÷ 170 мм

Как покрасить шифер

Для увеличения срока службы и усиления эстетичности шиферные листы можно покрасить в любой требуемый оттенок. Давайте разберемся, как покрасить шиферную крышу и чем лучше это сделать. Акриловая краска способна создавать дополнительную защиту от внешних разрушительных факторов, отодвинув сроки капитального ремонта кровли на несколько десятилетий вперед.

Предлагаем ознакомиться:  Сухой сифон HepvO - Записки Электро-Сантехника

Этот материал ускорит отведение влаги с кровельной поверхности, сохранив ее от замерзания во время морозов. Алкидная краска хорошо противостоит растрескиванию шифера, образуя на его поверхности эластичную защитную пленку. Как результат, кровля получает дополнительную защиту против солнечной радиации и выгорания. Благодаря этому срок службы материала увеличивается примерно вдвое.

Монтаж обрешетки для шиферной крыши

Порядок сооружения обрешетки:

  1. Монтаж балок и крепление стропил. Оптимальный размер шага стропил под шиферный лист – 1-2 м, в зависимости от длины конькового элемента. В состав стропильной пары входит два скрепленных под углом бруса, для чего используется ригель.
  2. Обустройство обрешетки. Набивку каркаса лучше начать снизу. Брус кладется на нижний край стропил и фиксируется на 2-3 гвоздя. Слишком частой обрешетку можно не делать, по причине хорошей прочности шиферного листа. Вполне достаточно по одной перекладине на концах, и еще одной – в центре. Стандартные шиферные листы 120х68 см обычно оснащаются обрешеткой с шагом 50 см. В качестве крепежных элементов применяются длинные (70-80 мм) оцинкованные гвозди. В это же время устанавливают водосточные желоба, от наличия которых зависит, насколько кромка свеса будет уделена от стены.
  3. Укладка утеплителя и гидроизоляции. Роль гидроизоляционного слоя в данном случае может выполнить рулонный рубероид. Для облегчения передвижения по поверхности обрешетки лучше всего избрать для его укладки вертикальное направление. Рулон в таком случае можно перебросить через кровельный конек, разворачивая его на обе стороны. Для крепления рубероида используются скобы и строительный степлер. Соседние полосы следует укладывать с нахлестом в 10 см. После этого монтируют стекловолокно и гидроизоляционную пленку. Чтобы утеплитель не сыпался вниз, внизу крыша подбивается строительным картоном.
  4. Участок возле дымовой трубы. Примыкание покрытой шифером крыши и дымохода зависит от месторасположения последнего. Если он находится на коньке, в таком случае гидроизоляционный материал оснащается нижним оцинкованным фартуком, в котором сделан вырез под трубу. На фартук монтируется шифер, а трубу обкладывают асбестом. Выходящую на скате трубу по нижнему краю примыкания нужно установить под шифером и пленкой. При отсутствии гидроизоляционной пленки примыкающий лист по низу укладывают на шифер, а по верху – под шифер. Верхний фартук нередко заменяется цементным раствором, уложенным в пространство между дымоходом и кровлей.

Из чего делают шифер и вреден ли он?

Важно не забывать о потенциальной опасности деформирования толстого бруса в условиях повышенной влажности. Если же использовать более тонкий элемент, он может не выдержать вес кровельной конструкции. Оптимальной толщиной бруса считается 50-75 мм.

Шифер из металла

Данный вид кровли начал применяться с XIX века. Гофрирование (создание ребер жесткости) прессами или прокатным способом позволило значительно повысить жесткость материала, поэтому металлический профилированный лист изначально крепче, чем другие виды шифера, а нанесение полимерной защиты делает его невосприимчивым к агрессивной внешней среде.Среди минусов железного материала — высокая теплопроводность и низкая звукоизоляция.

Несмотря на многообразие существующих кровельных материалов, появление новых, еще более функциональных, неизбежно. Уже сегодня не редкость кровли с фотоэлементами, позволяющими генерировать солнечную энергию. Что будет дальше? Использование в листе наночастиц, мгновенно ремонтирующих кровлю при повреждении, «умная» крыша, реагирующая на смену погодных условий или что-либо еще, о чем не догадываются даже футурологи? Понятно одно: и эти прогрессивные кровельные материалы будут называться привычно, т.е. «шифер».

Главная составляющая из чего сделан шифер волновой металлический – оцинкованная сталь. Благодаря инновационным технологиям его ставят под пресс, тем самым придавая волнистую форму. Такое покрытие можно увидеть на крышах больших индустриальных зданий.

Плоский шифер

Из чего делают плоский шифер? Состав этого кровельного материала не отличается от других видов материала. Основными компонентами являются асбест и цементная смесь. Такой шифер применяют в построении высоток, дачных домов и даже обыкновенных хозяйственных сооружений. Зачастую под шифером люди понимают асбестоцементную смесь, которой придают форму волны, но сейчас без труда можно найти и другие виды кровельного материала. Неизменными остаются лишь компоненты из чего делают плоский шифер.

Еврошифер: безопасность и удобство

Схема крыши покрытой еврошифером

Схема крыши покрытой еврошифером.

Из чего делают шифер и вреден ли он?

Наличие в классическом шифере вредного для здоровья асбеста побудило производителей искать альтернативу. Развитие химической промышленности позволило разработать новую разновидность — еврошифер.

Данное название объединило несколько различных видов материалов с общими критериями: высокой экологической безопасностью, согласно действующим европейским нормам (отсюда и приставка «евро»), а также современным уровнем эксплуатационных характеристик.

Стандартная форма листов кровельного материала европейского класса качества подобна форме обычного асбестоцементного листа, но его состав и, соответственно, эксплуатационные свойства разнятся кардинально.

В качестве самой распространенной основы мягкого кровельного материала еврошифера применяют целлюлозно-картонные волокна, стекло- или полимерные холсты, которые в промышленных условиях пропитывают битумными или полимерными составами.

Преимущества еврошифера:

  • небольшой вес позволяет отказаться от громоздкой обрешетки;
  • возможность кладки на криволинейные поверхности;
  • дешевизна;
  • экологическая безопасность;
  • безотходность;
  • стойкость к воздействиям окружающей среды;
  • хорошие тепло- и звукоизоляционные свойства.

Многие, размышляя о том из чего делают шифер и вреден ли он, утверждают, что его негативное воздействие на организм человека вполне реально. Другие считают это очередным мифом, который придумали изготовители более дорогих строительных материалов для кровли. Касательно этого вопроса ведутся постоянные споры, где каждая сторона пытается доказать собственную точку зрения. Как бы это ни было удивительно, но отчасти обе стороны правы.

Так из чего делается шифер? Влияние на организм человека доказано ли научным путем? Дело в том, что при замесе начального раствора включен вредный, как это принято считать, элемент, а именно волокна асбеста. Его считают ресурсом веществ канцерогенов, которые в случае проникновения в человеческий организм способны привести к тяжелым болезням.

Однако тут существует один нюанс, который заключается в том, что не каждый вид асбестовых волокон опасен. Суть в том, что эластичный материал, состоящий из тонких волокон и являющийся по собственному содержанию минералом, делится на 2 ключевые категории:

  1. Хризотил – стойкий к щелочи, но расщепляется в кислоте.
  2. Амфибол – трудно реагирует на влияние кислоты, но расщепляется в щелочи.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что для живых организмов вторая категория асбеста считается самой вредной, однако именно она применялась в изготовлении шифера в странах Европы из-за неимения хризотилового асбеста. После распада СССР ситуация выглядит обратным образом. В производстве листов для кровли сейчас используют хризотиловый асбест, который менее вреден для человеческого здоровья.

Совершенно недавно исследователи выявили то, что амфиболовый асбест является опасным для человеческого организма, поэтому и был введен запрет на применение асбест содержащих строительных материалов, в список которых попал и шифер.

Что говорят эксперты?

Множество исследователей говорит, что вредность кровельного материала, сделанного из асбеста и цемента, «притянута за ухо». В действительности, их точка зрения заключается в том, что от надежного шифера не стоит отказываться. Нужно лишь обезопасить сотрудников заводов, дав им необходимые средства личной безопасности.

Это же касается и работников строительной отрасли, режущим листы шифера, и бытовых мастеров, персонально укладывающих крышу либо строящих забор из листов асбестоцемента. Не стоит забывать и о том, что в процессе распиливания, разламывания либо дробления покрытия в воздухе начинают парить элементы волокон асбеста, которые способны проникнуть в легкие в процессе дыхания.

Неявным доказательством в пользу «опасного» строительного материала для крыши считают тот факт, что в составе сегодняшних типов безасбестового покрытия тоже включены укрепляющие волокна:

  • полиэтилен;
  • целлюлоза;
  • полипропилен;
  • углерод и многое другое.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector